На чем мы летаем? Любой ответит без труда — ясное дело на самолетах, не на помеле же? А на каких? Этот вопросик посложнее будет — редкий турист знает, на каком типе самолета ему предстоит лететь, а может зря? Ведь если знаешь, какое судно тебе готовят, можно сразу присмотреть место получше, а заодно представить степень комфортности или неудобства перелета.
Пару лет назад видел в интернете сообщение с «многообещающим» названием «Самые ненадежные самолеты». Интересное дело, рука же потянулась к мышке и что же? Особых сюрпризов нет — на первом месте ненадежности «гордо красуется» Боинг-737 (именно его собрат «грабанулся» под Пермью), справедливости ради, надо сказать — это самый массовый самолет в мире. Именно на нем выполняется большая часть полетов небольшой и средней дальности. Летал на нем неоднократно — очень похож на наш Ту-154, такой же тесный и неудобный, достал его фото из интернета — хоть и опасная машина, но как красива в полете:
Однако, мои последние два полета были на новой модификации Б-737-800 — эта машина значительно отличается от прежних моделей, и надо отметить в лучшую сторону. Может, и надежность у него повысилась? Поживем — увидим, на нем мы улетали с Крита, особых замеаний нет.
Второе место, как ни странно, занимает наш ИЛ-76 — советский транспортный самолет, почему его занесло в этот список, ума не приложу. Одно радует, что подавляющее число туристов на нем никогда не летали и не полетят. А вот военные на нем частенько летают, в том числе с него десантируют парашютистов
Третий в рейтинге — давний знакомый — «старичок» ТУ-154, он так давно летает в нашем небе, что кажется, будто иных самолетов у нас и не было (шутка, конечно). Количество катастроф с его участием впечатляет (одно падение под Ростовом чего стоит). Но то, что его «падучесть», меньше чем у Б-737, невольно вызывает гордость за советских инженеров, если при этом не обращать внимание на отвратительную систему вентиляции и «детские» расстояния между рядами. Фото этой машины узнаваемо и привычно для нашего глаза. Как только видишь массивный киль с тремя турбинами — это почти наверняка наш знакомец:
К счастью этот самолет уже почти снят с эксплуатации, но у ненадежных авиакомпаний он еще остался в парке…
На четвертом месте Airbus-310 — из всех Аэробусов почему то именно ему досталась крайне незавидная судьба — катастрофа под Междуреченском, Иркутск, а вот недавно до Коморских островов самолет не долетел. Эксперты пишут — самолеты старые, ресурс выработали — вот и падают, думаю, они ошибаются, скорее всего — это просто неудачное конструктивное решение. Лет 10 летал я на нем в Мексику, по счастливой случайности меня посадили в бизнес-класс — ничего плохого сказать не могу, да и после тоже летал на этой машине — никаких претензий. Жаль, что этому самолету не повезло, на интернетовском фото он отлично выглядит:
Дальнейшие типы самолетов-номинантов у нас мало используются и поэтому я их комментировать не буду, тем более, что пора поговорить о том, а какие самолеты самые хорошие и надежные.
ИЛ-86 и его младший брат — ИЛ-96 — похоже, самые надежные самолеты в мире, ведь за всю историю их эксплуатации произошла только одна катастрофа в Шереметьево — самолет без пассажиров упал после взлета. Многие туристы ругают эту машину — типа комфорт не тот и телевизоров нет, критика правильная, но простор в салоне, возможность удобно разместить ноги и безопасность — это огромные плюсы. Множество раз я летал на нем — впечатления всегда положительные, спутать этот самолет с другими трудно — четыре мощных турбины под крыльями и толстый, как сигара капиталиста, фюзеляж — отличительные признаки первого советского аэробуса:
За границей есть аналог нашего ИЛ-96 — это Airbus-340, у него тоже 4 турбины под крыльями, большая дальность полета, высокие потолки и удобные кресла — отличный самолет, но по части надежности все ж проигрывает нашему. Я на нем летал из Мадрида в Лиму — 13 часов проходят очень комфортно и приятно, особенно с учетом того, что испанские стюардессы совсем не жалеют выпивки — сколько хочешь, столько и бери. Фото из интернета показывает машину во всей красе:
Среди эрбасов, которые прочно укрепились не только во всем мире в целом, но и на нашем рынке в частности, стоит еще отметить А-319, А-320. Отличий между ними немного, самолетики небольшие, у каждого по две турбины, летают исправно, падают нечасто, так, что садиться на них не страшно, хотя комфорт минимален — тесно очень. Одного я заснял прямо на летном поле в Арекипе на фоне вулкана, прямо перед вылетом в Лиму:
А что же у нас творится с остальными Боингами? Кроме злополучного Б-737, у нас часто летают на Б-757 — это «птичка» значительно больше своего «младшего брата», летает везде и всюду, и в целом очень неплоха. Да, с ней были катастрофы, но не так много, чтобы на них обращать серьезное внимание. Большое количество этих машин имеется у авиакомпании «ВИМ-авиа», несколько раз пользовался их услугами — особых претензий нет. Но… самолеты, купленные компанией, все сильно б/у, потрепаны и изношены, поэтому часто бывают задержки рейсов по техническим причинам. Первый самоелет готовился из г. Пула (Хорватия) Фото второго самолета я сделал в а/п Эйлата — вроде ничего интересного, но этот аэропорт находится в самом центре города, киль этого красавца я мог видеть прямо из окна своего отеля. Взлетная полоса там короткая, и когда громадина Б-757 садится или взлетает с ней прямо над домами и пляжем — это впечатляет:
Ну, а теперь — о самом интересном, т.е о легенде мирового самолетостроения — Боинге-747. Воистину легендарный самолет — до недавнего времени он был самым большим в мире и самым вместительным. Редкий американский боевик обходился без эффектных съемок этого крылатого гиганта, насмотревшись этих фильмов, многие годы я мечтал о полете, и… все никак. Двухэтажная хищно-красивая махина, которая берет на борт 500 пассажиров за раз — это впечатляло и притягивало, правда никто не говорил при этом, какая теснота в салоне. Наконец, мне повезло — 9 часовой перелет от Парижа до Санто-Доминго я летел на Джамбо, битком набитом людьми, как бочка селедкой. Мечта исполнилась, но особого удовольствия получить не удалось. Есть более щадящие варианты компоновки этих самолетов, но летать на них мне не приходилось. Единственная компания в России, которая эксплуатирует эти самолете — Трансаэро, самолетов того типа у них уже немало, но все они весьма потрепанные, говорят именно поэтому так часто бывают задержки рейсов. Одного из гигантов я подсмотрел перед стартом из а/п Пулы, а фото в полете пришлось скачать из интернета.
За последние годы мне удалось в разных странах полетать на самых разных самолетах: новых, не очень новых, и даже на совсем старых. Справедливости ради, надо сказать, что совсем старые самолеты — т. е. рухлядь, летает только у нас в России. Даже в самых бедных странах, как Вьетнам или Камбоджа, самолетики намного новей наших. К счастью, мне не приходилось попадать в аварийные ситуации, поэтому «список самых ненадежных самолетов» я принял к сведению, но летать из-за этого не перестану. Свое эссе я хочу завершить на мажорной ноте: летать — это здорово интересно и приятно, а старый лозунг «Летайте самолетами Аэрофлота» теперь можно смело заменить на новый: «Летайте самолетами хорошими и разными»
Счастливых полетов!
PS. Не удержался и вложил еще одну фотку самолетов, на которых нам никогда не придется летать — эта привилегия принадлежит только военным летчикам и президентам. До чего же привлекательно они выглядят (самолеты я имею в виду). Белый красавец в центре -это ракетоносец Ту-160, а в правом углу воздушный заправшик — ИЛ-78